6 причин проблем с памятью в молодом возрасте
Содержание:
- Препараты для улучшения памяти
- Чеклист по реабилитации после коронавируса
- Повышайте концентрацию.
- Лечение ухудшения памяти
- Нарушение памяти в пожилом возрасте
- Наши врачи
- Диагностика
- Лечение
- Делайте речь выразительной.
- Малоподвижный образ жизни
- Неврологические и психологические последствия после коронавируса
- Следите за качеством сна.
- ТОП-5 способов для запоминания материала
- Виды памяти
- Как мы запоминаем события?
- Причины нарушения
- Изменения личности и настроения
Препараты для улучшения памяти
Ноопепт
Ноопепт — это инновационный ноотропный препарат, разработанный российскими учеными, комплексного действия, который улучшает кровообращение и работу мозга, Препарат имеет ноотропное и нейропротекторное действие, восстанавливает когнитивные функции: улучшает память, внимание, сосредоточенность, улучшает способность к обучению, нормализует сон, устраняет головокружение, рассеянность и улучшает настроение
Ноопепт обладает уникальным механизмом комплексного действия:
1. Ноотропное действие – Ноопепт восстанавливает память и, в отличии от своих аналогов, действует напрямую на все три этапа памяти: I – запоминание , II – хранение, III – воспроизведение.
2. Антиоксидантное действие – Ноопепт защищает от действия свободных радикалов
3. Нейропротективное действие – Ноопепт защищает клетки мозга, а также активирует собственные механизмы защиты клеток препарата. Нейропротекторное действие препарата обусловлено тем, что под воздействием активного вещества в головном мозге повышается устойчивость к различным повреждающим воздействиям, степень повреждения нейронов мозга уменьшается.
4. Улучшает питание и кровоснабжение мозга. Препарат улучшает реологические свойства крови, повышает антиагрегационный потенциал стенки сосудов.
Препарат применяют при когнитивных нарушениях, в том числе после перенесенных черепно-мозговых травмах, при посткоммодационном синдроме, сосудистой мозговой недостаточности, астенических расстройствах и других состояниях с признаками снижения интеллектуальной продуктивности.
Препарат принимают с 18 лет, противопоказанием является беременность и лактация.
Ноопепт имеет благоприятный профиль безопасности, не взаимодействует с алкоголем и снотворными лекарствами, не имеет седативного эффекта, безопасен для лиц, управляющих транспортными средствами.
Отпускается в аптеках без рецепта.
Форма применения: обычно лечение начинают с дозы 20 мг, распределенной по 10 мг на 2 приема (утром и днем).
Побочные эффекты: Возможны аллергические реакции. У больных с артериальной гипертензией, в основном тяжелой степени, на фоне приема препарата может наблюдаться подъем АД.
Кавинтон
Препарат на основе вещества Винпоцетин, назначается при нарушении мозгового кровообращения, шуме в ушах, сосудистых заболеваниях сосудистой оболочки и сетчатки глаза, головокружениях и др.
Противопоказан при беременности, лактации и детям до 18 лет, а также в острую фазу геморрагического инсульта, при ишемической болезни сердца и аритмиях.
Отпускается строго по рецепту под наблюдением врача. Препарат несовместим с алкоголем.
Форма применения: по 5-10 мг 3 раза в сутки
Глицин
Глицин — это простейшая алифатическая аминокислота, применяемая в качестве вспомогательного ноотропного лекарственного средства.
Препарат применяют при нервных перегрузках, стрессовых ситуациях, снижении умственной работоспособности.
Форма применения: 1 таблетка 3 раза в день.
Побочные эффекты: возможны аллергические реакции.
Чеклист по реабилитации после коронавируса
Подготовлен специалистами «Городской Мариинской больницы» Санкт-Петербурга.
- Чтобы избежать осложнений — серьезно отнеситесь к рекомендациям вашего врача. Следите за давлением и пульсом.
- Регулярно выполняйте дыхательную гимнастику. При COVID-19 она отличается от гимнастики при других пневмониях. Ее необходимо выполнять длительное время — один-два месяца, даже тогда, когда кажется, что вы полностью здоровы.
- Делайте легкий комплекс упражнений для поддержки организма, уделяя больше времени мышцам спины, грудной клетки, плечевого пояса, верхних конечностей.
- Откажитесь от вредных привычек. Курение и алкоголь способствуют повышенному тромбообразованию, что является одной из причин осложнений — инфаркта и инсульта.
- Питайтесь правильно.
- Принимайте витамины, но назначение конкретных препаратов и доз следует получить у лечащего врача. Самостоятельно можно принимать только поливитаминные комплексы.
- Полезны длительные прогулки на свежем воздухе с постепенным увеличением темпа прогулки и расстояния. Прогулки в лесу обладают противовоспалительным, антибактериальным и противовирусным эффектом.
«После пневмонии, если вы получили два отрицательных мазка на новую коронавирусную инфекцию, прогулки на свежем воздухе, в городских парках, лесопарковой зоне, вне мест скопления людей — лучший способ физической реабилитации. В теплой, удобной одежде и обуви, в безветренную погоду, посильная ходьба, без излишних усилий, очень полезна. Дыхательная гимнастика — глубокое дыхание с медленным, через сжатые губы выдохом, также очень помогает в борьбе с гипоксией. Ежедневно увеличивайте пройденное расстояние», — рекомендует врач-пульмонолог «Городской Мариинской больницы» Санкт-Петербурга, к.м.н., Екатерина Маркова.
- После тяжелой формы заболевания реабилитацию лучше проводить в своем регионе. Смена климата не рекомендуется.
- Возвращение к привычным нагрузкам — постепенное. Особенно это касается спортивных нагрузок. Даже при хорошем самочувствии в первые две-три недели нельзя сразу возвращаться к прежнему спортивному режиму. Если отмечается высокая тахикардия, медленное восстановление пульса после физических упражнений, появление одышки — обратитесь к врачу.
- Позитивный настрой ускорит выздоровление. Не читайте в интернете об осложнениях и печальных последствиях.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Повышайте концентрацию.
Чтобы производительность увеличилась, мозг нужно разогреть с утра и «подзарядить» после обеда. Помогает ходьба и простые физические упражнения.
Так как размытые сроки для рабочих задач часто ведут к прокрастинации, Цукияма рекомендует ставить временные ограничения. Когда человек быстро справляется с задачей, у него какое-то время длится такое эффективное состояние. Хотите успеть как можно больше? Учитывайте, что интервалы интенсивного труда длятся всего 2 часа и сравнимы с экзаменом.
Вы можете работать весь день с перерывами спустя 2 часа и заканчивать, когда производительность падает на 30 %. Когда у вас есть ограничение по времени, появляется четкое решение, пошаговый план и минимум вариантов.
Каждый раз, когда вы берете работу домой и посвящаете ей все свободное время, высокая производительность исчезает. К чему это приводит? Задача, на которую нужен был час, растягивается на весь день. Распределите объем задач на все рабочее время в неделе, чтобы ваши вечера и выходные были посвящены общению с близкими и любимым занятиям.
Для высокой производительности нужна конкуренция, так как в человеческом мышлении заложена тяга к победе. Соревновательный подход помогает улучшить показатели компании или завода в десятки раз.
Лечение ухудшения памяти
Лечить ухудшение памяти можно только после того, как будет установлена причина данного процесса. Лекарственные средства должны назначаться исключительно врачами, как правило, это некоторые ноотропные средства, такие как:
- Глицин;
- Пирацетам;
- Билобил;
- Пантогам;
- Аминалон.
Курсовое лечение данными средствами достаточно длительное, оно всегда закрепляется приемом мультивитаминных комплексов. Иногда врачи назначают пациентам и физиопроцедуры. При снижении памяти эффективно работает процедура электрофореза с интраназальным введением глютаминовой кислоты (препаратов на ее основе). Педагогико-психологические корректировочные методики также эффективно влияют на восстановление памяти при ее снижении – педагоги учат пациентов запоминать, тренируя непораженную функциональность мозга. При невозможности запоминать пациентом произнесенные вслух слова, его учат представлять зрительный образ того, о чем было сказано, и тогда запоминание становится реальным
Сложность и длительность процесса обучения кроется в том, что важно не просто научить человека прибегать к неповрежденным связям и параллелям головного мозга, но и довести данный процесс до автоматизма
Лучшие материалы месяца
- Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
- Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
- Самые распространенные «офисные» болезни
- Убивает ли водка коронавирус
- Как остаться живым на наших дорогах?
Ухудшение памяти снижает социальные навыки человека, может свидетельствовать о развитии других патологий, являясь плохим прогностическим симптомом. Занимаются лечением патологий, связанных с ухудшением памяти, неврологи, нейропсихологи, терапевты
Однако важно понимать, что очень часто в случаях, когда пациенты жалуются на ухудшение памяти, они на самом деле страдают ухудшением внимания. Такое положение вещей характерно для школьников и людей пожилого возраста
Происходит это по причине недооценивания повседневной информации, поступающей человеку. Справиться с рассеянностью и нарушениями внимания достаточно сложно, поскольку люди редко осознают, что в этом кроется проблема, даже если говорить им об этом прямо. Выходом из данной ситуации является постоянная работа над собственным восприятием информации – тренировка внимания и памяти путем фиксации на бумаге сведений, записи их в электронные устройства и прочее.
Тренировать функционирование мозга можно по американской методике профессора Лоуренса Катца, способствующей активизации мозговой деятельности, созданию ассоциативных новых связей, задействующей различные мозговые отделы. Упражнения данной методики включают в себя несколько практик. Специалист говорит о том, что необходимо стараться выполнять привычные работы с закрытыми глазами. Правшам рекомендуется начать выполнять ряд повседневных задач (чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться наручными часами) левой рукой, левшам – наоборот
Важно освоить хотя бы азы языка жестов и шрифта Брайля (письмо и чтение для людей с патологиями зрения), научиться работать на клавиатуре компьютера при помощи всех 10 пальцев на руках. Рекомендуется изучить с нуля любой прикладной вид рукоделия, чтобы развивать моторику пальцев
Наощупь необходимо тренироваться различать монеты различного номинала. Важно постоянно познавать что-то новое и пытаться приложить это к собственной жизни – учить новые языки, читать статьи на непонятные для себя темы, знакомиться с разными людьми, путешествовать, открывать новые места. Все эти нехитрые упражнения отлично тренируют мозговую деятельность, а значит, и память, поэтому обеспечат нормальное самосознание на долгое время.
Нарушение памяти в пожилом возрасте
У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.
Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.
По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.
В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.
Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Наши врачи
Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 39 лет
Записаться на прием
Полонская Наталия Михайловна
Врач — невролог
Стаж 18 лет
Записаться на прием
Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 8 лет
Записаться на прием
Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 16 лет
Записаться на прием
Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 6 лет
Записаться на прием
Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 40 лет
Записаться на прием
Диагностика
Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.
Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.
Чаще всего применяются такие тесты:
- Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
- Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
- Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
- Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).
Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .
Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.
Лечение
Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.
Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития
Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.
- Онемение ног
- Слабость в ногах
Делайте речь выразительной.
Используйте сравнения и в устные рассказы вплетайте детали. Доказано, что частое использование сравнений защищает от снижения уровня интеллекта, т. к. в мозге включаются сложные процессы. Почему так происходит? Чтобы устанавливать параллели между разными явлениями и предметами, нужно собрать информацию и осознанно ее обработать. Метафоричная речь наблюдается у людей с хорошей памятью.
Если после истории вы часто сталкиваетесь с непониманием и обвиняете окружающих в этом — проанализируйте свой рассказ со стороны. Такой самоанализ считается отличным упражнением для лобных долей.
Малоподвижный образ жизни
Множество исследований подтвердили, что регулярные физические упражнения придают ясность уму и твёрдость памяти. Кроме того, они помогут устранить сами причины невнимательности. Например, избавят вас от излишков энергии, приводящих к той самой гиперактивности, или вымотают настолько, что сон ваш будет долгим и крепким.
Что делать. Если нет возможности посещать спортзал, ограничьтесь 20-минутной зарядкой каждое утро. Или старайтесь побольше ходить пешком — свежий воздух и солнечный свет также помогут вам улучшить настроение и способность к восприятию.
Когда стоит обратиться к врачу. Если не можете усидеть на месте дольше 5 минут и всё время ходите по офису туда-сюда, причём без всякой объективной цели. Кстати, перебор с физкультурой тоже может быть болезненным симптомом. Если вас тянет выжимать из себя последние соки по 2-3 часа в день, лучше убедиться в полезности своих занятий, посоветовавшись с врачом.
Неврологические и психологические последствия после коронавируса
Российские неврологи подтверждают, что число жалоб на проблемы с памятью, ориентированием во времени и пространстве после перенесенного COVID-19 растет. Работа ослабленных легких ухудшается, снижая обогащение коры головного мозга кислородом.
Заведующий отделением неврологии ЦКБ № 1 РЖД Евгений Середкин рассказал РБК Трендам, что кроме проблем с ориентированием во времени и пространстве, даже после легкой формы коронавируса могут наблюдаться нейромиалгии — сильные боли в мышцах.
Зарубежные медики называют частые неврологические осложнения «коронавирусным затуманиванием мозга» — так описывают когнитивные симптомы, которые могут включать потерю памяти, спутанность сознания, трудности с фокусировкой, головокружение.
Социальная экономика
Как изменилось наше ощущение времени на самоизоляции
Доктор Эндрю Бадсон, руководитель отдела когнитивной и поведенческой неврологии Бостонского центра здравоохранения ветеранов и преподаватель неврологии в Гарвардской медицинской школе, говорит, что среди выживших в отделении интенсивной терапии у одной трети людей наблюдается настолько сильная степень когнитивных нарушений, что результаты нейропсихологического тестирования средней степени тяжести
В повседневной жизни такое когнитивное воздействие на память, внимание и способность выполнять какие-либо действия может привести к трудностям при приеме лекарств, распоряжении финансами, понимании печатных текстов и даже общении с семьей
Роберт Стивенс, профессор и глава отделения интенсивной терапии Johns Hopkins Medicine в США, предупреждает о широком спектре неврологических осложнений — острое развитие делирия (психическое расстройство, протекающее с помрачением сознания, нарушением внимания, восприятия и мышления) или энцефалопатии затрагивает 40-50% пациентов с умеренным и тяжелым COVID-19. Ишемический инсульт наступает у 3-5% людей, госпитализированных с COVID-19.
Зарубежные эксперты во время болезни и реабилитации рекомендуют работать с памятью — займитесь головоломками и занятиями, которые заставляют вас думать больше.
Что касается психологического состояния, то еще показали наличие беспокойства, депрессии, проблем со сном. Вне зависимости от того, перенес ли человек COVID-19 — ослабление социальных контактов, финансовые потери, малоподвижный образ жизни, нарушение сна во время самоизоляции стали основными факторами психических расстройств.
Социальная экономика
Сплошной стресс: к психологам стали чаще обращаться с жалобами на тревогу
Екатерина Артеменко, комьюнити-директор, сервис видеоконсультаций с психотерапевтами «Ясно»:
С точки зрения психологической помощи — нужно работать, как с кризисом или травмой, как с некоторым событием, которое «сбило с ног». Коронавирусная инфекция негативно влияет на когнитивные процессы — ухудшается память, снижается скорость обработки информации. Эмоциональная сфера тоже страдает — часто люди с коронавирусом демонстрируют субдепрессивные симптомы и описывают свое состояние как потерю сил и отсутствие желания что-либо делать. Это тоже не является каким-то уникальным явлением — после сложной борьбы часто не остается сил на радость победы. По моему опыту работы с клиентами, которые проходили довольно тяжелое течение болезни дома и продолжали психотерапию онлайн, — само присутствие другого человека рядом, поддержание регулярного контакта и получение реакции на сложные эмоции давало хороший эффект облегчения.
Следите за качеством сна.
Именно в это время мозг пополняет энергетические ресурсы и обрабатывает полученную информацию. Иначе говоря, при плохом сне тренировки памяти будут эффективны максимум на 50 %, так как ночью работа с мышлением происходит активнее, нежели в часы бодрствования.
Перед сном полезно ознакомиться с материалами, которые завтра вы будете использовать в работе, или запомнить десяток иностранных слов. За ночь мозг обработает новую информацию — и утром вы будете лучше помнить ее.
Подготовка ко сну не менее важна, так как лобные доли вечером отдыхают, а мозгом правят эмоции. Если человек ругается, смотрит ужастики, слушает агрессивную музыку, пьет кофеиновые напитки за 6–7 часов до сна или думает о негативе, то спать он ложится в возбужденном состоянии, что мешает полноценному восстановлению. Отсюда утренняя усталость и заторможенная работа в течение дня.
Сон должен длиться не менее 6 часов, иначе спустя несколько дней начнутся сбои в нервной системе, проблемы с концентрацией внимания и путаница в повседневных делах.
Каждый вечер перед сном нужно создавать спокойную атмосферу, но без явных изменений. Психологи и остеопаты советуют лежа в постели постепенно расслабить все мышцы — от пальцев ног до шеи.
ТОП-5 способов для запоминания материала
1. Придумайте ассоциацию
Если вам нужно что-то запомнить, то ваша фантазия намного облегчит этот процесс. Следует только придумать ассоциацию к тому, что вы собираетесь запомнить.
2. Повторяйте
Определенные временные интервалы помогут вам лучше запомнить материал.
Повторяйте материал сразу после прочтения, а потом через 15-20 минут, дальше через 6-8 часов, перед сном и через неделю. Данный алгоритм повторов поможет в запоминании материала.
3. Придумайте рифму
Если вам нужно запомнить определенные сложные слова, даты или формулы, то на помощь придут рифмы. Просто срифмуйте нужное слово или сочините стишок и оно запомнится вам само собой.
4. Делайте перерывы во время учебы
Перерывы во время обучения очень помогают в обучении, потому что ваша производительность падет от долгой концентрации внимания на чем-то одном. Исследователи доказали, что во время обучения нужно делать 10-минутный перерыв каждый час.
5. Настройтесь
Перед тем, как выучить большое количество информации нужно морально к этому подготовиться. Тогда мозг будет лучше запоминать необходимое. Обязателен положительный настрой, тогда запоминаться все будет легче.
Виды памяти
Память человека очень сложна и имеет несколько видов
К основным видам памяти можно отнести:
- Двигательная — запоминание собственных движений: умение ходить, писать, рисовать, работать на станочном оборудовании. Для спортсменов — это выполнение физических упражнений, а для актеров тетра — перемещение по сцене.
- Эмоциональная — хранит пережитые ранее эмоции. Эмоциональные восприятия — это звуки и запахи, а также картины. Этот вид памяти лучше всего развит у человека. У слепых отличное осязание, а у обделенных зрением людей развит слух.
- Эйдетическая — кратковременная память, позволяющая на некоторое время сохранить увиденное. Если человек впервые увидел картину, но в течение нескольких секунд мозг сохраняет некоторые детали увиденного .
- Логически-словесная — сохранение мыслей после сказанной вслух информации. Подразделяется на 2 вида: запоминание основной мысли и полное запоминание сказанного.
- Направленная на цели деятельности:
- понятие непроизвольной памяти заключается в том, что само запоминание осуществляется автоматически, особенно это развито у малышей. Самое интересное, что сказанное запоминается достаточно надежно, несмотря на отсутствие на это цели;
- произвольная память характеризуется принудительным заучиванием. Такой вид памяти необходим для обучения;
- сенсорная память возникает при соприкосновении нервных окончаний с предметами. Информация кратко времена и держится в отделениях мозга недолго, если, конечно, нет необходимости запомнить полученное ощущение;
- кратковременная срабатывает автоматически и быстро уничтожается. Обычно ненадолго запоминаются отдельные цифры, символы или слова, затем мозг автоматически забывает эту информацию;
- долговременная основана на восприятии кратковременной информации. Поступившие сведения проходят кодировку, раскладываются по отдельным ячейкам и архивируются.
Все виды памяти важны для человека, они позволяют ему ориентироваться в жизненном океане информации.
Как мы запоминаем события?
Подумайте о вещах, которые вы не особенно хорошо помните. В одном исследовании студентов университета попросили вспомнить свои школьные оценки. Им сообщили, что исследователи получили полный доступ к их персональным данным (оценкам), поэтому было понятно, что намеренное искажение истины ничего не даст.
Результаты показали, что студенты неправильно запомнили примерно пятую часть собственных оценок, однако не все названные в ходе эксперимента оценки были неправильными. Оказалось, чем выше оценка, тем больше вероятность того, что учащиеся ее запомнили: пятерки студенты вспоминали практически сходу, тогда как тройки и двойки с трудом. В целом, студенты гораздо чаще вспоминали хорошие оценки и даже преувеличивали их (вместо четверки пятерка, вместо тройка четверка), чем вспоминали плохие оценки, причем чем хуже были оценки, тем реже о них вспоминали.
Подобные исследования иллюстрируют, какой эгоистичной и избирательной может быть наша память. Нэш утверждает, что мы запоминаем некоторые события искаженно, так как положительные воспоминания поддерживают наше благополучие. В других случаях запоминание событий не такими, каким они были на самом деле может способствовать укреплению нашей веры в справедливость и правосудие.
Сергей Довлатов писал: «Наша память избирательна, как урна».
В еще одном исследовании канадских ученых, испытуемые читали историю о человеке по имени Роджер, который выиграл в лотерею несколько миллионов долларов. Одной группе испытуемых сообщили, что Роджер много работал и был добр к окружающим: иными словами, заслужил выигрыш. Испытуемые из другой группы узнали, что Роджер был ленивым, много жаловался и никогда не улыбался, а значит, не заслужил приз. Когда участников эксперимента попросили вспомнить, сколько именно денег выиграл Роджер, те, кто считал, что он этого не заслуживает, утверждали, что его приз в среднем на 280 000 долларов меньше, чем цифра, которую назвали те, кто считал, что он этого заслуживает.
И это – лишь некоторые из большого количества примеров, когда наша память ведет себя как хороший друг, защищающий нас от плохих новостей или жестоких сплетен окружающих. Когда мы узнаем достоверную новость о том, что на работу в престижную юридическую фирму наняли мошенника, мы, в последствии, не помним, что получили эту новость из надежного источника. А в случае, когда кто-то критически оценивает наши черты характера, мы избирательно забываем многие не самые лестные моменты.
Устройство и работа мозга – величайшая загадка современной науки
В недавнем исследовании психологи спросили представителей широкой общественности, будут ли они (гипотетически) принимать препарат, который гарантированно заглушит боль травматического воспоминания.
Хотя искаженные и ложные воспоминания часто являются помехой в повседневной жизни, а иногда оборачиваются катастрофой, они также могут творить чудеса для поддержания нашей самооценки, удовлетворения от жизни и благополучия. О том, в какое время суток наша память работает лучше всего, читайте в материале моего коллеги Рамиса Ганиева.
Причины нарушения
Нарушение мозговой активности у человека в возрасте до 50 лет — явление не частое. Оно может быть вызвано депрессивными состояниями, злоупотреблением алкоголем, полученной черепно-мозговой травмой, перегрузкой мозга информации и другими причинами.
Организм начинает стареть с 24 лет, и к шестидесятилетнему возрасту необратимые изменения затрагивают все органы и системы. Снижение памяти, внимания и интеллекта становятся проблемами, мешающими жить полноценной жизнью.
Однако, прежде чем начинать лечение ухудшения памяти с возрастом, необходимо провести обследование. Ведь расстройство само по себе болезнью не является. Он является плохим признаком:
- нарушения кровообращения головного мозга;
- сахарного диабета;
- поражений ЦНС;
- заболеваний щитовидной железы.
Обращение к неврологу, психотерапевту поможет поставить точный диагноз престарелому человеку и составить план дальнейших действий.
Изменения личности и настроения
Веселые и жизнерадостные вдруг превращаются в замкнутых и угрюмых. Ранее общительные и доброжелательные люди становятся раздражительными и беспокойными. Помощь других людей нередко расценивается ими как вред или покушение на их собственность. А изменение привычных для них вещей, например, местоположения какого-либо предмета, может вызвать чрезмерно бурную реакцию. И такое поведение не меняется со временем, а лишь прогрессирует. Кстати, депрессия у пожилых людей может быть одним из первых симптомов в самом начале болезни.
Симптомом не считается: с возрастом некоторые черты характера меняются, могут появляться временные перепады настроения, нежелание что-то менять, особенно устоявшиеся годами привычки.